Страницы

вторник, 23 декабря 2014 г.

КАЛИНИН Алексей Александрович. В ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941 – 1945)

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Николай Майоров, 1940.

Одним из первых принял бой с немецко-фашистскими захватчиками наш земляк Алексей Александрович Калинин. Он родился 27 января 1919 г. в селе Нижняя Пеша, в семье крестьянина. Отец его немало повидал на своем веку – служил на флоте, участвовал в русско-японской войне. После окончания семилетней школы Алексей работал в районной конторе связи возчиком. Был веселым и энергичным парнем, гармонистом и заводилой всей самодеятельности, поэтому в 1938 г. его назначили заведующим сельским клубом. Школьный товарищ Пётр Буторин оставил небольшие воспоминания: "Алёша был простым, общительным, весёлым пареньком. Он был среднего роста, плотный, вся его фигура показывала большую физическую силу. …Алеша мастерски играл на всех доступных нам музыкальных инструментах: балалайке, гитаре, мандолине, гармошке. Был неизменным участником всех вечеров художественной самодеятельности. В физкультурных выступлениях всегда был основой, чтобы выдержать 3-х – 4-х этажные пирамиды. Участвовал в постановке спектаклей".

Алексей Калинин. 1940 г.
В сентябре 1939 г. А. Калинин был призван в ряды Красной Армии и направлен учиться в школу младших командиров в г. Ленинск-Кузнецк. Участвовал в издании стенгазеты "Связист", выступал в самодеятельности. В начале 1940 г. молодые красноармейцы приняли присягу, и он написал отцу: "Жизнь в Красной Армии, отец, хорошая. Я с гордостью послужу Родине за дело партии и правительства. Мы с Григорьевым радисты. Успехи в учебе хорошие. За отличное выполнение уставов и приказаний командиров имею уже более 10 благодарностей".
В апреле 40-го его в числе других отличников отправили в школу младших авиаспециалистов в г. Козельск – и здесь он один из первых, отмечен знаком "Отличник РККА". В очередном письме он с восторгом отмечает: "Я уже два раза летал на 2-моторном самолете, работал на рации, держал связь с землей". А после третьего полета, когда довелось испробовать в воздухе пулемет и прыгнуть с парашютом, он сообщил домой: "Продолжаю учебу с большим желанием и уверенностью, что специальность стрелка-радиста освоил. Сегодня летал, открывал огонь с самолета по воздушным целям и... прыгал с парашютом. Не страшно". 

Младший сержант Калинин. 1941 г.

В родную Пешу приходили фотоснимки – Алексей в форме и буденовке, в меховом летном костюме – бравый летчик, "победитель воздушного пространства", как гордо назвал он себя в одном из последних писем. Он горячо интересуется у родных жизнью в округе: "Пишите мне, как вы живете в Пеше, как с кормом для скота? Был ли отчетный год в колхозе, сколько стал трудодень?... Чем занимаетесь, отец, есть ли куропатки? Как дела обстоят с рыбопутиной, есть ли навага?" В январе 1941 года младший сержант Калинин получил назначение в 207-й бомбардировочный авиаполк, базирующийся близ Смоленска – как отличник боевой и политической подготовки он стал флагманским стрелком-радистом командира эскадрильи капитана Николая Гастелло, опытного летчика, участника боев в Монголии и Финляндии. Летал младший сержант Калинин на тяжёлом двухмоторном бомбардировщике ДБ-3Ф (Ил-4). Машина эта в период войны с финнами показала слабую живучесть – достаточно сказать, что в крыльях её имелось 14 непротектированных бензобаков, и в случае попадания нескольких зажигательных пуль она вспыхивала, как факел. Оборонительное вооружение тоже было слабеньким – пара пулеметов ШКАС60 у штурмана и стрелка. За несколько дней до начала Великой Отечественной войны Алексей получил отпуск и направился в родную Пешу, но в пути его настигла весть о нападении гитлеровцев на нашу страну и он, не медля ни минуты, вернулся в часть.

Поход в Россию начался. Лето 1941 г.

Могила пулемётного расчета уничтожившего 22 немца. 22 июня 1941 г.

Танкисты, дравшиеся до последнего патрона. Июнь 1941 г.

Летчик В. Каменщиков осматривает сбитый немецкий истребитель. Июнь 1941 г.

Ранним утром 22 июня 1941 г. эскадрилья Гастелло совершила первый боевой вылет на бомбежку механизированных частей противника. На следующий день – эскадрилья снова в полете. Командование приказало разбомбить мост через Буг. Тяжелые машины накрыли бомбами мост и технику противника, однако на обратном пути их атаковали немецкие истребители. Флагманский стрелок Калинин точной очередью из бортового пулемета подбил истребитель "Мессершмитт-109", однако самолет Гастелло получил повреждения. Алексей радировал на аэродром: "Один мотор выведен из строя, повреждены шасси, пробита бензосиситема...". С трудом капитан Гастелло посадил свой бомбардировщик на одном моторе.

Горящий ДБ-ЗФ

После ремонта 26 июня 1941 года экипаж в составе летчика капитана Николая Гастелло, штурмана лейтенанта Анатолия Бурденюка, стрелка-радиста младшего сержанта Алексея Калинина и борт-стрелка лейтенанта Григория Скоробогатого был направлен в третий боевой вылет на бомбежку мотомехчастей противника на Минском шоссе. 


В районе поселка Родошковичи бомбардировщики "ДБ-3Ф" с первого захода накрыли механизированную колонну немецких войск. Круто развернувшись, самолет Гастелло начал второй заход – яростно ударили пулеметы стрелков, поражая фигурки немецких пехотинцев, однако мощный зенитный огонь настиг машину комэска. Снаряд угодил в мотор, огонь быстро охватил крыло – можно было покинуть обреченный самолет, но тогда их ждал плен... Один из очевидцев подвига вспоминал: "То, как летчики наши дрались, – вызывает уважение. … Этот бой видели и дед мой, он скотину пас, и отец, и мать со старшим братом – они за старым ясенем возле дома спрятались. Самолетов было три. Два, видно, по команде, улетели, а один, гастелловский, пошел вдоль дороги, но не главной, а проселочной, там тоже шла колонна машин. И они опустились низко и начали немцев шерстить от Беларучей аж до Мацков. Бомб уже не было, из пулемета. И они опрокинули 12 немецких машин, в том числе и легковые, и штабной автобус – оттуда бумаги разлетелись. (Это стрелки Калинин и Скоробогатый из бортовых ШКАСов били по оккупантам до последнего патрона. – Авт.). Когда самолет пролетел Мацки, уже перед деревней Шепели, самолет задымился. А за Шепелями – сплошные леса. Полминуты лету, даже меньше. В этот густой лес немцы никогда не совались, там партизаны хозяйничали. Гастелло с экипажем мог тысячу раз прыгнуть на этот лес, их там никто бы не нашел. Но он горящую машину развернул обратно, на Мацки, там стояла немецкая часть. И отец, и мать говорили: это было страшно – огненный клубок летел, казалось, прямо на них. Ему надо было развернуться на 360, а не хватило градусов 60. И он упал на окраину болота. И огонь взвился выше леса, как взрыв". Как мощный плуг, огромная машина вспахала землю, на месте взрыва бушевало море огня...


26 июля 1941 г. капитану Николаю Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Об остальных членах экипажа забыли.

Николай Гастелло. 1941 г.

Григорий Скоробогатый. 1940 г.

Анатолий Бурденюк. 1940 г.

Алексей Калинин. 1940 г.


Только через годы нашлись следы экипажа Гастелло. Где-то в середине шестидесятых колхозник Николай Дубровский пас скотину и возле могилы нашел медальон. Его отвезли в МВД на экспертизу. Через несколько недель в лагойской газете "Ленинский стяг" появилась заметка, что удалось установить только две начальные буквы фамилии "Ка…" и инициалы "А" и "А". Выходило – гастелловский стрелок Калинин Алексей Александрович.
Члены экипажа капитана Гастелло были награждены орденами Отечественной войны 1-й степени в 1958 году (посмертно). В родном селе Нижняя Пеша имя Алексея носит одна из улиц.


Ю. Канев. Увенчанные славой. 2013 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий